Главная » Статьи » Религия |
С именем АллахIа, Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного на том свете лишь к уверовавшим! ‘ИД АЛЬ-АДХА (КУРБАН-БАЙРАМ)
‘Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является главным праздником мусульман. Он приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджжа, то есть на следующий день после священного дня – дня Арафа.Последующие за ‘Ид аль-Адха три дня (то есть 11,12 и 13 числа) называют днями ташрика. Начиная с захода солнца накануне дня ‘Ид аль-Адха и до ‘ид-намаза мусульмане громко читают такбир. . Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях – везде. Такое повсеместное громкое чтение такбира в оба дня ‘ида (‘Ид аль-Адха и ’Ид аль-Фитр) является признаком того, что данный населенный пункт (село, город) является мусульманским. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза сразу по его завершении, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная после вечерного намаза дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа. Ночь с 9-го на 10-е Зуль-Хиджжа желательно оживить служением Аллаху, то есть провести в бдении и во всенощном ибадате. Если нет возможности сделать это, то постарайтесь оживить последнюю треть ночи или хоть малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джамаатом) в мечети. После полуночи желательно совершить полное омовение по случаю праздника (нийят произносят примерно так: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Всевышнего Аллаха»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной. Если вы не смогли оживить эту ночь служением Аллаху,то утром встаньте пораньше, совершите полное омовение, постригите волосы и ногти, наденьте чистую одежду (лучше новую, если есть) надушитесь благовониями и, не приняв пищу (не покушав), отправляйтесь в мечеть для совершения ‘ид-намаза. Его совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). ‘Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам (‘Ид аль-Фитр). Кто не знает, как совершить’ид-намаз, в крайнем случае, может совершить и обычный двухракаатный суннат-намаз. Для совершения ‘ид-намаза нийят произносят примерно так: «Я намереваюсь совершить (если намаз совершается с джамаатом, то добавляют: «в джамаате» или «за имамом») двухракаатный суннат -‘ид-намаз (суннат-намаз по случаю праздника Курбан-байрам) Всевышнему Аллаху». В день Курбан-байрама режут жертвенных животных – курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника. Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама. МУСУЛЬМАНСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ(КУРБАН) Жертвоприношение (курбан) в день ‘Ид аль-Адха или в последующие три дня ташрика является суннатом, на который особое внимание обращал наш Пророк r (суннатун муаккадатун). Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым благодеянием. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят). С первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все его предыдущие грехи. Известные алимы и вали старались каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. Имеющим соответствующую возможность весьма желательно резать в эти дни жертвенное животное. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в хадисе. Для жертвоприношения (курбан) можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не подходят). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. Верблюда и корову можно резать за семерых, а барана и козу за одного мусульманина. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. Вознаграждение за курбан получит вся семья. Но лучше резать корову (быка) за семерых членов семьи. Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закат. УСЛОВИЯ (ШУРУТIЫ) ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ: 1.Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык)– двухлетними, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, в шестом году жизни. 2.Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или незначительной части уха, но совсем беззубое или с отрезанным на треть и более ухом животное резать нельзя. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (очень худое животное нельзя резать), без признаков болезни. 3.Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа, спустя время, необхо- димое для совершения намаза в два ракаата и чтения хутбы, и продолжается до захода солнца 13-го числа. 4.Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение(нийят). За себя (мужчине) лучше резать самому, с соответствующим нийятом. Можно поручить и другому (вакиль). При этом нийят может произносить тот, за кого режут, но можно пору- чить это (произнести нийят) вакилю (представителю), который будет резать курбан. Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других. Сначала произносят: ![]() («Бисмиллбгьи-р-рахIмбни-р-рахIим. Аллбгьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммад»). Затем читают три раза такбир: ![]() («Аллбгьу акбар. Аллбгьу акбар. Аллбгьу акбар. Лб илбгьа илла ллбгьу ва ллбгьу акбар. Аллбгьу акбар ва лиллбгьил хIамд»). На третий раз до ![]() («Аллбгьу акбар кабиран, вал хIамду лиллагьи касиран, субхIана ллагьи букратан ва асила»). Затем, аккуратно положив животное на левый бок, по- вернувшись в сторону Киблы (Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа (молитву): ![]() («Аллагьумма гьаза минка ва илайка фатакъаббал минни»). («О Аллах, это от Тебя, для Тебя, прими от меня»), затем добавляют: ![]() ![]() («Бисмиллгьи Аллбгьу акбар. Аллагьуммасалли гIала МухIаммадин ва гIала али
МухIаммадин васаллим») — и одновременно режут трахею (ниже гортани, оставляя ее в стороне головы), пи- щевод и обе сонные артерии. Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам): Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана». Дополнительно произносятся три такбира (фраза "Аллаху Акбар"), каждый раз поднимая руки. Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура. Желательно в первом ракаате прочитать суру аль-Аля Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура - желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия. Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки. Если во втором ракаате по ошибке прочитать такбир до чтения Корана, то это не нарушает намаз. После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама - правилам совершения курбана, жертвоприношения). Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день. Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей: - Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза. - По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко. - Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила. - Во время хутбы произносится такбир ташрик. - Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае). - Является ваджибом произносить ташрик такбир. По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина. По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата. Фатва дается по второму мнению. Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд». | |
Просмотров: 490 | | |
Всего комментариев: 0 | |